МБДОУ "Детский сад № 144"

Страничка психолога

 

 

Ребёнок идёт в ясли.

Семейный совет состоялся, решение принято, документы оформлены - малыш зачислен в ясельную группу детского сада и завтра впервые отправиться туда. Мама подвела его к ограде, из-за которой видны горки, песочницы, качели.

-Смотри, сколько здесь интересного, какие дети хорошие. Пойдёшь в детский сад?

-Пойду! – с готовностью отвечает он. И действительно на следующий день охотно идёт, держась за мамину руку, к уже знакомому зданию, с интересом разглядывает шкафчики в раздевалке, картинки на стене.

Но стоит маме, попрощавшись с ним, повернуться к выходу, как раздаётся плач. И на следующее утро ребёнок уже не желает ни одеваться, ни выходить на улицу, и при одном слове « детский сад» заливается слезами.

Мама обескуражена: ей казалось, что она подготовила сына, и он отнёсся к детскому саду вполне положительно. Но для малыша одно дело – придти в любое новое место вместе с мамой, и совсем другое – оказаться здесь одному. Да и не только в « отлучении» от мамы дело, а в ломке первичных стереотипов.

Чтобы этой ломки не было или чтобы она была, по крайней мере, минимальна, необходимо готовить ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение серьёзно и длительно, хотя бы за пол года. А если обстоятельства изменятся, и вы решите оставить ребёнка дома, то ничего, кроме пользы, эта подготовка ему не даст. Ибо речь идёт, в сущности, о правильном воспитании. О привитии тех навыков, которые ребёнку положено иметь по возрасту.

Если таких навыков нет, на малыша в первый же день обрушивается неприятности. Дети едят сами, а он привык, что бы его кормили с ложки. Воспитательнице, естественно, трудно просидеть весь обед рядом с ним, она должна последить и за другими детьми. И, не сдержавшись (ведь ещё не каждая воспитательница – чудо терпения и такта), она в сердцах и прикрикнет: «Ну, что же тебя мама не научила? Давай! Некогда!»

В спальне – та же история. Дети уже разделись, а он стоит, ждёт помощи. В игровой все заняты машинами, пирамидами, куклами, а ему ничего не досталось. Ох, как грустно и обидно! Хотел на что-то пожаловаться или попросить, да не умеет: мама его и так понимала…

Первая в жизни разлука  с родителями, трудности нового окружения вызывают нервно-эмоциональный стресс, на фоне которого усиливается воздействие любых неблагоприятных факторов, и, прежде всего таких, как охлаждение, переутомление, недосыпание. Вот почему дети много болеют в период приспособления к дошкольному учреждению.

 

 

 

 

 

Что он умеет сам.

Ребёнку, поступившему в ясельную группу, необходимы хотя бы минимальные навыки самостоятельности. Например, проситься на горшок. До года вы, конечно, будете сажать его сами, но лишь тогда, когда, по вашим наблюдениям, у него есть в этом потребность. Позаботьтесь о том, чтобы горшок не был холодным, слишком большим или слишком маленьким. Эта процедура не должна превращаться у ребёнка в развлечение, как случается, если ему в такие моменты дают игрушки. Если сидение на горшке в течение 5-10 минут оказалось безрезультатным, надо малыша поднять, а через некоторое время повторить попытку.

К году-полутора ребёнок уже способен контролировать функцию кишечника, позднее у него появляется, и способность более или менее регулярно контролировать позывы к мочеиспусканию.

Учить малыша раздеваться и одеваться начинайте ещё до года, пусть хотя бы в форме активного сотрудничества с вами («Подыми ручки», «Дай ножку»). После года ребёнок уже способен сам снимать с себя носки, шапку, колготки, трусики. После двух он может и одеваться: это ему будет легче сделать, если после раздевания одежда правильно уложена, вывернута на лицевую сторону, пряжки на туфельках расстегнуты. Но полностью раздеться или одеться ребёнок способен лишь к трём годам.

Очень важны навыки аккуратной еды, и, прежде всего владение ложкой, умение сидеть за столом. До года мамы нередко кормят детей, держа их на руках. От этого тоже надо отказаться и кормить ребёнка, усадив его на детский стульчик или за низенький столик.

 

 

Воспитание общительности.

Специальные наблюдения показали, что в процессе адаптации к коллективу решающее значение приобретают умение и желание ребёнка общаться с взрослыми и сверстниками, причем не только с близкими, но и с малознакомыми.

Поэтому обратите внимание на развитие речи своего малыша. Может ли он, хотя бы в самой короткой форме, отвечать на вопросы, обращается ли сам к взрослым с вопросом, просьбой.

Вот, к примеру, мама говорит полуторагодовалому Серёже: « Позови бабушку, скажи: «Бабушка, мама зовёт». Или отец предлагает двухлетней дочке, которая одна возиться в песочнице: «Позови Таню, скажи: «Таня, давай играть вместе»

Вспоминая мамины наставления о том, что надо делиться игрушками, Алёша молча тычет машину девочке в грудь: «Не надо так, - поправляет мама, - скажи: «Таня, возьми машину».

Так постепенно возникает общительность – качество столь важное в жизни.

Развитию речи и мышления способствуют игры, основанные на вопросах и ответах. Постройте вместе с ребёнком дом из строительного набора и поместите туда игрушечных мишку, кошку, собачку. Взрослый предлагает ребёнку спросить: «Кто в домике живёт?» и, показывая одного за другим обитателей домика, побуждает ответить: «Мишка в домике живёт». В такой игре могут участвовать несколько детей.

Вообще желательно во время прогулок устраивать коллективные игры малышей – с мячом, в «салочки», в «кошки-мышки». Научите своего ребёнка обмениваться игрушками, поочерёдно с другими кататься на велосипеде, качелях.

Всё это поможет ребёнку быстрее и легче освоиться в детском коллективе, вступить в общение с воспитателями и другими детьми.

Впрочем, «ребёнок» - это обобщенное понятие. А у конкретных Светы, Наташи, Игоря многое может быть по другому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребёнок «среднестатистический» и ребёнок конкретный.

Двухлетняя Вика, несмотря на то, что её старательно готовили к поступлению в детский сад, не захотела остаться здесь, цеплялась за мамино платье, просилась на руки.Сцены прощания были прямо душераздирающими. Водворенная, наконец, в группу девочка весь день плакала, не подходила к воспитателю, не ела, не спала. Обеспокоенная мама всерьёз стала думать, что малышку придётся забрать из яслей. И тогда воспитатель предложила ей остаться в группе на время. И всё сразу изменилось. В присутствии мамы Вика осмелела, заинтересовалась куклами – дома у неё таких нет. Подошла к пароходу и, наконец, заговорила с воспитателем.

Сначала мама просидела в группе весь день, назавтра – около двух часов, а потом её присутствия совсем не понадобилось.

В других случаях адаптация облегчается, если сначала приводить ребёнка на короткое время. Обычно новеньких приводят с утра и оставляют до обеда, затем на обед и уж потом, через неделю, а может и две, на сон и весь день.

Иногда главной трудностью для ребёнка становиться и приспособление к режиму дня в яслях. Ведь маленькие дети с трудом переключаются на все новое, непривычное, им свойственна своего рода «косность», обусловленная возрастными особенностями высшей нервной деятельности, низкой ещё подвижностью нервных процессов. Поэтому надо не позднее, чем за 2-3 месяца до поступления в ясли выяснить, в котором часу дети завтракают, гуляют, обедают, когда их укладывают спать и максимально приблизить домашний режим к ясельному. Особенно важно вовремя укладывать ребёнка спать вечером, чтобы он хорошо выспался и для него не был труден подъём рано утром.

Иногда о ребёнке говорят, что он «не ясельный». Конечно, дети, страдающие некоторыми хроническими заболеваниями, требующие специального режима или строгой диеты не могут посещать массовые учреждения. Но часто «не ясельным» становиться тот ребёнок, которого родители просто не смогли подготовить к поступлению в ясли. Если вы займётесь подготовкой ребёнка своевременно и внимательно, а воспитатель постарается облегчить его первые дни пребывания в новой обстановке, то трудностей в адаптации не будет.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения